Готовил статью-отчет в журнал какойто, но не срослось...
Нарыл в архивах.
"Броня крепка и танки наши быстры…"
ТАНК-ТОФИ-2009
Информация:
Есть такой вид автомобильного спорта – трофи-рейд, трофи-ориентирование. Вид в нашем регионе малознакомый и малораспространенный. Можно сказать, в нем мы себя чувствуем пионерами. Суть его заключается в том, чтобы проехать там, где порой и пешком-то ходить страшновато, причем проехать не на тракторе или танке, а на серийных автомобилях, пусть и подготовленных.
Летом 2009 года впервые в истории Восточной Сибири внедорожные клубы городов Читы («Диверсант»), Иркутска («Протектор») и Улан-Удэ («Номад») провели Кубок Восточной Сибири по трофи-рейдам. В каждом из городов состоялось по одному этапу Кубка. В мае, в городе Иркутск – МайOFFка, в июле, в Улан-Удэ – Номад-Трофи, и в Чите в сентябре – Танк-Трофи.
Глазами участника:
Регистрация, разделение на классы и техкомиссия проходили на площадке одного из торговых центров г. Читы.
Прохаживаясь вдоль ряда машин своего класса (Туризм), понимаю что борьба будет нешуточная. Что говорить, уровень подготовки машин за год вырос значительно. Больше чем у половины экстремальная резина, а это в нашем деле больше половины успеха. Лебедки – у каждого, в Туризме без них делать нечего, и если раньше большая часть оборудовалась «китайцами», то сейчас почти у всех «Камапы» (как показывает практика – лебедка – это последнее на чем можно экономить). Ну да ладно, мы то ведь тоже не лыком шиты. Наш боевой эскудик полностью «блокирован», обут в 32-е симексы и оборудован лебедкой тягой в 4,5 тонны.
Информация:
Танк-трофи-2009 это ежегодное мероприятие «Диверсантов», им они традиционно закрывают внедорожный сезон. Формат его – суточное трофи-ориентирование, что означает - контрольное время прибытия участников на финиш от момента старта – 24 часа. Организаторами на местности расставляются контрольные точки (КТ) и определяются их координаты. Координаты всех КТ с описанием и стоимостью точек выдаются на старте каждому участнику. Задача участников – найти КТ, подъехать к ней на расстояние вытянутой руки и зафиксировать это событие «штурм точки» на цифровой фотоаппарат. При этом одной рукой водитель или штурман должны касаться своего автомобиля, второй – таблички с точкой. В выборе дорог, направлений и способов доставки автомобиля до КТ участники ничем не ограничены, единственное ограничение – организаторы запрещают выезд на дороги общего пользования и тщательно за этим следят.
Глазами участника:
Вывели колонной за город в чистое поле, в городе колонну из 50 экипаже сопровождала машина ДПС. Зрелище внушительное – такое количество машин, заточенных под преодоление самого сурового бездорожья не каждый день увидишь. Машины все разные, большие и маленькие, светлые и темные, отечественные и импортные, но чем-то они друг на друга неуловимо похожи.
Готовность к старту. Выдают легенды. В описании многозначительные комментарии к точкам: «Летайте», «Бетонная арка», «Остров невезения»… Точки сгруппированы в полигоны, вырабатываем со штурманом стратегию посещения полигонов. Собственно старт, все часы начали отсчитывать положенные сутки.
Информация:
Природа и климат окрестностей города Читы немного отличается от Улан-Удэнского. Посуровей там места. Само мероприятие проходило в окрестностях близлежащих к Чите деревень. Старт был близ поселка Еремино, а финиш находился в поселке Елизаветино. Полигоны точек располагались в основном в хребте Черского, через который ведут множество дорог, а точнее направлений. На карте они обозначены как зимники или тропы. Погода перед соревнованиями сыграла на руку организаторам – почти неделю шли дожди и снег. На самой высокой точке хребта есть бетонные останки какой-то военной части и один из полигонов располагался как раз на них. Штурм этих бетонных точек вызвал у нас много неоднозначных эмоций.
Глазами участника:
Началась гонка… Гонкой в обычном смысле этого слова назвать ее конечно сложно – скорости не те. На полигонах в основном первая пониженная, скорость первые километры в час. Но все равно, по количеству адреналина, по азарту и состоянию после финиша это конечно – Гонка. Легко берем первые четыре водные точки в реке Ингоде и нацеливаемся на полигон в одном из распадков. Долго ищем нужный отворот, находим, едем вверх по ручью до точки №2. Наконец подъезжаем, но оказывается точка на другой стороне ручья. Ручей не переедешь – шириной он всего метра 1,5 и в общем-то неглубокий, но течет в промоине глубиной метр. Опрашиваем по рации наших клубников – они в такой же ситуации, брода через ручей нет. Возвращаться 5 километров назад, чтоб найти дорогу по другой стороне? Не наш метод. Бросаем машину, делаем пешую разведку. В одном месте по нашим прикидкам переехать на лебедке можно, что мы и делаем. Находим точку, за ней еще несколько по просеке уходящей куда-то вдаль. Просека карабкается в горы и ныряет в ложбины, в каждой ложбине течет ручей и заболочено. В одном из таких болотин сидят две машины из взрослого класса «Экстрим», пытаемся объехать – машина проваливается задней осью на выезде из ручья и переднее правое колесо отрывается от земли на добрых полметра. Громкий «хрусть» - это ломает внешнюю гранату на левом переднем колесе и машина остается 3WD.
Информация:
Одно из важных составляющих успеха в этом виде спорта помимо подготовки машины, в которую входят специальная резина, которую даже грязевой назвать сложно – правильней – экстремальная, на ней по асфальту стараются не ездить, потому как зверский шум и вибрации делают такую поездку очень некомфортной (в последнее время начали широко использовать тракторную резину), лебедка, металлический обвес машины по кругу – чтобы за любое место машины можно было доставать ее из топи и многого другого, важную роль играют мастерство водителя и навыки штурмана, а также их способность работать сообща, но еще более важную – надежность машины. Выигрывает тот, кто не ломается – это прописная истина. А сломать в таких условиях можно все что угодно. Рвутся ШРУСы у машин с независимой подвеской, ломаются полуоси, не выдерживают нагрузок и ломаются карданы, гнутся рулевые тяги. Сильно пониженные с помощью китов раздаточные коробки способны передать такой огромный момент на колеса, что железо просто скручивает как веревку.
Глазами участника:
Порванный ШРУС – ошибка пилота, то есть моя. Пока я научился управлять машиной с колесами размером 32 дюйма (при том что завод ставит на эскудо 27-дюймовые), и с пониженной передачей в раздатке 1:4,2, сломал передних приводов штук пять. Нежнее с педалью газа, нежнее… Одна радость – привода запасные всегда с собой и благодаря некоторой модернизации переднего редуктора меняются при определенной сноровке за 15 минут. Пока пилот меняет привод, штурман на скорую руку готовит перекусить. Собираем, перекусываем – едем дальше. Темнеет… В поисках проезда на следующий полигон блудим по равнине вокруг Еремино, на дороги, повторюсь нам выезд категорически запрещен. Дальше началась обычная ночная езда – едем, ищем точку – берем, едем дальше. Особо сложные и чем-то запавшие в память выделить трудно. Отказывает рабочее освещение. Совсем. Горит только головной свет, а с ним видно только вперед и ничего что творится вокруг машины. Опять в голове всплывают мысли о надежности.
Информация:
Ночное ориентирование, а тем более суточное выявляет все слабые стороны машины и еще более полно – слабые стороны связки пилот + штурман. К исходу ночи, когда сил остается все меньше и меньше уже неохота лишний раз выходить из машины, бежать искать точки по мокрым кустам, таскать бревна и хайджек. Вот тут начинают проявляться слабые и темные стороны характеров и накаляются взаимоотношения. Нам повезло, мы со штурманом за сутки не сказали друг другу ни одного резкого слова.
Глазами участника:
Уже глубокая ночь… Догоняем две машины организаторов – тарктороподобный сафарь Диверсанта и экспедиционную 105-ку Монстры. Сотка сидит в колее, загородив нам проезд. Ждем пока Семен ее вытащит. Тихо материмся – теряем время.
Дальше был бетонный полигон. На огромной арке на въезде надпись краской «Вэлкам, придурки». Черный юмор организаторов – с фантазией у них все в порядке. Собираем все точки без особых проблем, в общем – даже интересно и немного жутковато. Бетонные джунгли среди леса в темной ночи.
Рядом с нами все время крутятся еще два экипажа – иркутский Поползень и эскудо-мазда Мотоса. Начинают вырисовываться претенденты на призовые места.
Информация:
Побеждает тот, кто наберет больше баллов – найдет и возьмет больше точек. Время при этом вторично и принимается в расчет только при равенстве баллов на финише. Главное финишировать до окончания зачетного времени. Повторюсь – сутки. Здесь во главе угла стратегия.
Глазами участника:
Потом мы нашли единственно верный отворот в сторону финиша, а остальные не нашли. Едем, берем точки по ходу дела. Точку «Летайте» искали около часа, наверное, – точнее, я искал, а штурман тем временем бессовестно спал в машине. Нашлась она на могучей лиственнице за ручьем. Вот оно почему – «Летайте» - точка на высоте 6 метров. Да еще ручей никак не переедешь – глубокий зараза и берега обрывистые. Ищем объезд, находим, подъезжаем, задираем машину лебедкой к табличке.
Начинает светать. Едем на «Остров невезения». Действительно, остров небольшой в реке. На нем четыре точки. Ни развернуться, ни повернутся. Кусты, болото. Выбираем траекторию, заезжаем на лебедке. Собираем все точки. Обратно выбирались тяжело, чуть не положили машину набок. Часа два провозились.
Нас догоняют Поползни. Мы выезжаем с «Острова» - они только въезжают. Два часа преимущества! Нам остается несколько точек у деревни – едем собирать, понимаем, что близки к первому месту и время есть, но все равно – торопимся, в голове мысли – главное сейчас не разложить машину…. Аккуратней, тише, спокойнее.
Финиш. Сдаем точки оргам и спать!!!
После уже станет известно, что мы единственные, кто смог собрать все точки. При этом финишировали мы рано утром, задолго до окончания контрольных суток.
ПОБЕДА!!!